Но справедливости ради стоит сказать, что своего загадочного Ихтиандра Беляев придумал не сам. Некоторые характерные черты, а заодно и умение персонажа существовать в воде и на суше, он заимствовал. В 1909-м в парижской газете Le Matin был опубликован роман Жана де Ла-Ира (псевдоним графа Адольфа д’Эспи) «Человек, который может жить в воде». Самостоятельной книгой в России он вышел спустя два года под названием «Иктанэр и Моизэта». Сюжет был прост. Иезуит Фульбер, мечтающий поработить человечество, прооперировал маленького Иктанэра, заменив одно лёгкое «дыхательным аппаратом» акулы. Пытаясь достичь мирового господства, злодей внушил герою ненависть к людям, и Иктанэр решил мстить всем подряд. В итоге юноша затапливал целые эскадры кораблей. Но, повзрослев, он влюбился в Моизэту, девушка рассказала ему о Боге. Иктанэр удалил себе жабры и порвал с прошлым.
Очевидно, Беляев читал не только роман Ла-Ира, но и текст «Человек-рыба» анонимного автора, в 1909 году публиковавшийся в антисемитском журнале «Земщина». В этой незамысловатой переделке французского источника «еврей Фульбер» стремился не просто поработить человечество, но подчинить его «мировому еврейству».
Понятно, что, адаптируя сюжет, Беляев многое переосмыслил и развернул в своей повести иначе. Например, в первой версии (текст сначала появился в журнале «Вокруг света» в 1928-м, потом вышел отдельной книгой, а спустя десять лет в издательстве «Детская литература» напечатали знакомый всем нам вариант) Ихтиандр был чуть ли не посланником Коминтерна. Да и вообще в журнальной публикации герои действовали радикальнее и, если так можно выразиться, более революционно. Например, доктор Сальватор не только лечил бесплатно местных индейцев, но и проводил серьёзные опыты над людьми. Из публикации 1938 года пропали сцены аргентинской революции, в которой участвовал и Ихтиандр. Как подводный диверсант он атаковал противников в районе реки Парагвай и был арестован.