«Дом, в котором…» Мариам Петросян писала более десяти лет. Она признавалась, что книга была её любимым убежищем, местом, где она могла укрыться от прозы жизни. Уже написанная, она стала выполнять ту же функцию для тысяч подростков со всего русскоязычного пространства. «Дом…» стал территорией поиска, местом, где можно проявить свои склонности, найти приложение талантам. В чём же секрет обаяния «Дома…»? Возможно, дело в том, что его вселенная — детальная и тщательно проработанная. Её обитатели — не картонные куклы, а живые существа с яркими и, что уж там, очень противоречивыми характерами. В их существование веришь безоговорочно. Их взаимоотношения — ссоры, драки и дружбы — тоже выглядят достоверно. Это подтвердит каждый, кто хотя бы раз ходил в школу.
Ведь Дом — это затерянный во времени и пространстве интернат для детей-инвалидов. Это их спальня, школа и больница. Таинственный остров, где они живут до совершеннолетия. Там вроде бы и есть взрослые, но их присутствие минимально, а власть ограничена. Всё, что они определяют, — это передвижение воспитанников в пространстве. Им решать, в какую группу отправить новичка, кого поместить в изолятор, а кого в больницу, которую тут называют могильником. Однако взрослые не имеют никакой власти над душами подростков. Они живут в совершенно особом мире, в котором действуют их собственные правила, — и часто эти правила очень жестоки. Здесь в каждой стае свои порядки, свой дресс-код и вожак, которому следует подчиняться. Птицы выращивают комнатные растения. Крысы носят ирокезы и не выходят из палаты без ножичка в рукаве. Подростки устанавливают иерархии и тотчас же принимаются их оспаривать, третируют вновь прибывших, устраивают драки до крови и регулярно наведываются на территорию запретного.
Они постоянно выясняют, кто главный, учатся нападать и давать сдачи, сопротивляться и отстаивать собственное достоинство. Самое позорное в доме — жаловаться старшим. Таким занимается только всеми презираемая стая Фазанов, которая изгоняет из своей спальни товарища за нерегламентированные красные кроссовки. Но право быть не таким, как все, тоже надо заслужить — и Курильщик совсем скоро в этом убедится. Мариам Петросян намеренно избегает подробных объяснений. Читатель оказывается на территории Дома как ученик, перешедший в новую школу. Ему ничего не объясняют. В устройстве местного сообщества ему предстоит разобраться самому.