Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал
  • /
  • /

Новая «Эммануэль»: почему стоит смотреть ремейк культового фильма, снятого по роману-бестселлеру


25 сентября состоялась мировая премьера новой «Эммануэли» — через 50 лет после выхода версии 1974 года. А совсем скоро фильм покажут и в России. Как эротический роман Эммануэль Арсан стал культовым фильмом и зачем понадобилось вновь рассказывать эту историю полвека спустя?

Инна Дулькина
Переводчица
28.10.2024
История «Эммануэль» начинается в 1957 году, когда Эрик Лосфельд, владелец парижского издательства «Пустырь», получает бандероль из Бангкока. Там он находит рукопись романа. Подробные описания секса чередуются с философскими размышлениями. Главная героиня, француженка Эммануэль, отправляется в Таиланд вместе с мужем-дипломатом и оказывается в сообществе либертенов, которые считают, что нет ничего скучнее секса между мужем и женой. С первых страниц текста становится понятно: издать это во Франции невозможно. Но Лосфельд знает, как обойти цензуру. Издатель маркиза де Сада и Захер-Мазоха выпускает «Эммануэль» подпольно, не указывая на обложке имя автора. Первое официальное издание романа появится только в 1968 году, как раз через пару месяцев после майской студенческой революции.

Только тогда публика узнает имя автора — Эммануэль Арсан. Это псевдоним тайской аристократки Марайи Бибид. Некоторые исследователи полагают, что в создании романа принимал участие и её муж, французский дипломат, граф Луи-Жак Ролле-Андриан. Французский закон запрещает рекламировать «Эммануэль», тем не менее роман расходится тиражом 100 000 экземпляров. Этот роман одновременно и вписывается в традицию французской эротической литературы, и опровергает её: в то время большинство авторов исследуют насилие и трансгрессию, как это делает Доминик Ори в своей книге «История О». Там Эрос всегда идёт рука об руку с Танатосом. Арсан, напротив, представляет секс как путь к счастью и радости. Её идеи оказываются заразительными: во Франции возникают общины либертенов, которые отвергают ревность и практикуют свободный обмен партнёрами. Говорят, такие тайные сообщества существуют в стране до сих пор.
«Эммануэль»-1974: планетарный успех
Однако историю про Эммануэль ждала ещё более удивительная судьба: из романа для посвящённых она превратилась в один из главных нарративов о Франции. Произошло это 26 июня 1974 года, когда на экраны французских кинотеатров вышла экранизация. Для Жюста Жакена это был первый режиссёрский опыт. До этого он занимался исключительно фотографией.

Фильм попал в нерв времени: только во Франции его посмотрели девять миллионов зрителей, а по всему миру их количество достигло 50 миллионов. В кинотеатре на Елисейских полях картина шла десять лет без перерывов. Своим выходом фильм был обязан недавней победе на президентских выборах Валери Жискара д’Эстена. Новый глава государства оказался более либеральным, чем его предшественник Жорж Помпиду, и министерство культуры дало согласие на выход «Эммануэли» на большие экраны. Фильм стал символом изменений, которые происходили в то время во французском обществе: страховые компании только-только начали возмещать француженкам расходы на противозачаточные таблетки. Оставался год до принятия закона, легализующего аборты. Фильм о женщине, исследующей свою сексуальность, оказался очень востребованным. Испанцы массово переезжали через Пиренеи, чтобы посмотреть «Эммануэль» в Перпиньяне: в их стране показ фильма был под запретом. Портрет исполнительницы главной роли Сильвии Кристель висел не в одном студенческом общежитии.

Впрочем, со временем восприятие фильма менялось — сегодня «Эммануэль» вызывает у зрителей множество вопросов. Фильм упрекают за объективацию главной героини: Эммануэль не столько исследует собственные желания, сколько ищет ответ на вопрос — как стать истинной женщиной? Окружение убеждает её, что это значит отдаваться всем мужчинам, которые захотят заняться с ней сексом, как бы неприятны они ей ни были. Из фильма следует явный вывод: удовольствие женщины заключается в удовлетворении мужчины. Её миссия — довести его до оргазма. Её тело — инструмент для его наслаждения. Её задача — стать совершенным и безупречным механизмом, который будет каждый раз приводить его к экстазу. «Инициация» Эммануэль осуществляется через принуждение к сексу с незнакомыми мужчинами.

Фильм справедливо упрекают в эстетизации и оправдании изнасилования. Во вселенной «Эммануэль» мужчин-насильников не существует. Есть только недостаточно раскрепощённые женщины. И хотя главная героиня фильма — женщина, это, без сомнения, история, показанная глазами мужчины и рассказанная для мужчин. Характерно, что во время эротических сцен женщины раздеты, мужчины же занимаются любовью, не развязывая галстука и не снимая пиджака.
Новый взгляд
Эта история должна была быть рассказана заново, и это решила сделать Одри Диван, француженка ливанского происхождения. «Я хотела снять эротический фильм, который не имеет ничего общего с порнографией, — говорила она в одном из интервью. — Мне было важно показать, что происходит в голове у женщины, когда она испытывает удовольствие». Новая Эммануэль значительно старше предыдущей: ей за 30, тогда как героине Сильвии Кристель не исполнилось и 20. Эммануэль из фильма Одри Диван имеет профессию: она приезжает в командировку в Гонконг для инспекции отелей класса люкс. «Я хотела показать женщину моих лет, которая находится в поиске удовольствий. У неё есть жизненный опыт. Она покорила не одну вершину, многого добилась, но чувствует себя одинокой. Мой фильм о поиске пути к другому», — отмечала Диван.

Диван не в первый раз обращается к теме телесности: её фильм «Событие» по одноимённому роману Анни Эрно рассказывает историю женщины, решившейся на аборт. Эта работа удостоилась «Золотого льва» на Венецианском фестивале в 2021 году. «Я обожаю истории, рассказанные через тело. Для фильма «Событие» мне пришлось исследовать тему боли. Затем мне захотелось обратиться к теме телесного удовольствия. Мне нравится снимать тело с нежностью и без провокаций», — комментировала Диван.

О том, что новая Эммануэль будет совсем не похожа на старую, свидетельствует и выбор актрисы на главную роль. Ею стала Ноэми Мерлан, сыгравшая художницу Марианну в фильме «Портрет девушки в огне», который предлагает женский взгляд на эротику. Актриса убеждена, что новая «Эммануэль» снята с того же ракурса. «Это фильм о том, как мы, женщины, возвращаем себе наши тела и наши фантазии. Эммануэль больше не будет объектом», — заявляет она. А что Ноэми Мерлан думает о культовой версии 1974 года? «Никогда её не смотрела, — признаётся она. — Мне всегда казалось, что этот фильм снят не для меня».

Что читать, если нравится «Эммануэль»?

Читайте также

Писательница, обогнавшая Стивена Кинга: кто такая Колин Гувер, чему стоит у неё поучиться и зачем читать роман «Всё закончится на нас»

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.