Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

10 мифов о писательстве, которые стоит выбросить из головы

В культуре давно закрепился определённый образ писателя — человека, живущего в башне из слоновой кости, странного гения, мучающего то себя, то близких, но создающего великие произведения. Таких стереотипов существует довольно много и порой они отпугивают тех, кто хочет начать заниматься этим делом. Такие мифы порой могут быть вредными – и мы решили развеять несколько из них.

15.03.2024
Без вдохновения никуда
Образ музы — а значит, и сама концепция вдохновения — так давно существует в мировой культуре, что порой создаёт авторам неверные установки и порождает комплексы: как так, я сяду работать над текстом без «божественной искры»?! В то же время сегодня стало очевидным, что далеко не обязательно дожидаться прихода музы, чтобы начать писать книгу: благодаря дневникам многих известных писателей мы знаем, что «упорство и труд» порой куда важнее вдохновения, а без прилежания никакое озарение не поможет. Даже напротив — зачастую «вдохновенные» тексты кажутся создателю таковыми лишь в момент их написания, а потом, когда он садится их перечитывать, понимает, что что-то явно пошло не так.
Писатели всегда несчастны и очень часто одиноки
Да-да, мы знаем много историй о писателях, живущих в башне из слоновой кости. Порой даже кажется, что знаменитые авторы прошлого такой концепт придумали специально, чтобы от них все отстали и разрешили быть (будем честны) не самыми приятными в общении людьми. Лучшее опровержение этого мифа о писателях — биографии современных авторов: о ком ни прочтёшь — все вполне хорошо обустроили жизнь, особенно если добились успеха в своей авторской карьере. Любящий партнёр, дети, пара собачек или кошек прилагаются. Писатели — это те же самые люди, что и все остальные, так что счастливыми и несчастными они бывают не чаще и не реже других.
Жёсткие сроки — идеальный писательский стимул
В противовес идее вдохновения существует миф — особенно среди новичков, — что только жёсткая дисциплина и дедлайны могут помочь вам закончить текст и хорошенько его отредактировать. Не будем спорить, кому-то жёсткие рамки могут помочь, однако многих подобные условия скорее фрустрируют, заставляют паниковать и нервничать, а в подобном состоянии часто сложно не то что книгу закончить, а и пару строчек написать.
Существует миф, что только жёсткая дисциплина и дедлайны могут помочь вам закончить текст и хорошенько его отредактировать. Не будем спорить, кому-то жёсткие рамки могут помочь, однако многих подобные условия скорее фрустрируют, заставляют паниковать и нервничать, а в подобном состоянии часто сложно не то что книгу закончить, а и пару строчек написать.
Искусству письма невозможно научить
Талант либо есть, либо его нет — такова аксиома, основательно закрепившаяся в наших головах и зачастую мешающая потенциальным авторам раскрыть свои способности. Ведь никогда нельзя быть до конца уверенным, есть ли у тебя талант или нет. Особенно если в начале карьеры у тебя череда неудач… В то же время научиться писать можно, если есть желание. Наверное, курсы не научат вас писать «как Толстой», но вряд ли кто-то и ставит такую задачу. Если почитать биографии западных писателей, где идея креативного письма появилась чуть раньше, чем у нас, то можно увидеть, что множество успешных авторов учились в своё время на том или ином профильном курсе. Сегодня и в нашей стране есть подобные проекты на разный вкус и бюджет.
Все успешные авторы изучали литературу и писательское мастерство
В противовес к предыдущему мифу существует идея, будто если вы не прошли все курсы писательского мастерства и не изучили литературу от корки до корки (хотя бы в своём жанре), то вы ничего стоящего никогда не создадите. Нет, конечно, это не так — ведь справлялись же классики как-то без курсов креативного письма, а значит, и мы с вами сможем (вот такая вот самонадеянность!).
Литературный успех приходит только через издательства
Ну здесь нам даже не надо самим стараться развеять этот миф: авторы «Литнета» отлично знают, что и без помощи издательств можно добиться огромного успеха — такого, чтобы каждое продолжение вашей истории ждали тысячи читателей. Думаем, не будет преувеличением сказать, что это авторы издательств имеют все основания завидовать авторам «Литнета» ;)
Хорошие истории приходят только из сложных жизненных ситуаций
Конечно, а писатель должен постоянно страдать. Безусловно, богатый жизненный опыт никакому писателю не повредит, однако, во-первых, кто сказал, что опыт не может быть преимущественно положительным? А во-вторых, почему бы не черпать идеи из чужих судеб, а не из своей? На самом деле, «материалом» для книги может стать буквально что угодно — от истории друга до новостной заметки в газете и собственной «сложной жизненной ситуации».
Если у вас мало читателей, значит, вы «бездарь»
Это удивительно живучий миф, хотя, казалось бы, вся история мировой литературы говорит об обратном. У огромного количества мировых авторов не было большой аудитории, или же их тексты и вовсе почти никто не читал. Например, как в случае с Кафкой. То есть отсутствие тёплого читательского приёма не даёт вам автоматически титул непризнанного гения, однако и «бездарью» тоже не делает. Возможно, надо подумать над подачей своей книги или над поиском целевой аудитории, вот и всё.
Хорошие писатели пишут гениальные тексты с ходу — «по наитию»
Мы знаем, как сложно редактировать собственный текст. И не только потому, что он «твой», но и потому, что бытует мнение, будто шедевры пишутся с ходу, а если не получается написать всё «набело», значит, нет у тебя никакого таланта. И это мнение совершенно ошибочно: авторы, даже самые знаменитые, много и основательно редактируют свои тексты, а некоторые так и вовсе переписывают свои истории заново. Так, например, сделала успешная американская писательница Энн Пэтчетт с нашумевшим романом «Голландский дом». Да, она написала эту книжку дважды — просто по-разному.
Писательством нельзя заниматься, не посвятив процессу «всего себя»
И ещё одна популярная, но в целом довольно ошибочная идея, будто писательство должно быть твоим единственным занятием в жизни — и никаких отговорок. Если не тратишь всё время на создание романов, значит, никакой ты не писатель, вот и всё. Однако реальность устроена куда сложнее, она куда более гибкая. По опыту авторов «Литнета» (и не только) мы отлично знаем, что писательством можно заниматься в свободное от основной работы время, а можно и уходить в него с головой – в общем, вариаций существует много, главное, чтобы автору было комфортно и удобно.

Читайте также

Писательский блок: как его преодолеть? 10 полезных советов

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.