Хаксли намеренно поместил действие романа в 2540 год, или в 632 год эры стабильности, предполагая, что описанные им изменения случатся ещё не скоро. Однако уже в 1961 году писатель утверждал, что многие из его пророчеств сбылись. Хаксли, действительно, предвидел изобретение контрацептивов и развитие репродуктивных технологий. Женщины из «Дивного нового мира», написанного в 1932 году, носят на поясе патронташи с противозачаточными средствами, а в 1960 году первые оральные контрацептивы поступили в продажу.
Но помимо конкретных изобретений, Хаксли предвидел вектор развития общества, которое стремится к счастью, отметая при этом все возможные привязанности, чтобы потом не испытывать боли при расставании. Хаксли убеждён: стремясь к благоденствию и стабильности, человек утрачивает свободу и теряет способность творить. Писатель заостряет тенденции, которые он наблюдает вокруг, и приходит к выводу: в мире, где нет страданий, нет и любви. В его романе люди больше не влюбляются и не вступают в брак. «Каждый принадлежит всем». Секс больше не приводит к беременности, в верности нет необходимости. Сексуальная жизнь жителей «Дивного нового мира» насыщенна и разнообразна. Им знакомы всевозможные ощущения и совершенно неведомы любовные переживания. Они больше не пишут хороших стихов, потому что исчезли всякие стимулы для их создания, а книги Шекспира лежат в специальном хранилище, и доступ к ним запрещён.
Воспитание в семье может быть травматичным, родители излишне опекающими, поэтому лучший способ решения проблемы — навсегда отказаться от семьи. В мире, созданном Хаксли, «мать» и «отец» — непристойные ругательства. Люди отказались от живорождения. Дети теперь производятся с помощью искусственного оплодотворения, вынашиваются в спецальных бутылках и воспитываются в интернатах.
Ещё до рождения детей распределяют по кастам — от альфы до эпсилона — и с помощью различных уколов и вливаний определяют их будущий облик и интеллект. Затем им внушается абсолютное принятие своего статуса. «Хорошо, что я не бета», — слышат младенцы в колыбелях тысячи раз повторяющиеся фразы. Попытка создать общество, целиком состоящее из альф, была предпринята, но провалилась: для обеспечения стабильности нужны люди, выполняющие разные задачи, но одинаково довольные своей судьбой. Они компенсируют недостаток ощущений специальными таблетками и просмотром фильмов в кинотеатрах, где можно чувствовать в точности то же, что и актёры. Они обожают шопинг и гольф. В этом мире научные технологии победили старость. Смерть победить не удалось, но она давно считается не трагедией, а естественным ходом вещей.
Хаксли пишет об обществе, которое ставит во главу угла удовольствие и потребление. Там никто не плачет об умерших и не печалится о расставаниях. Его члены не способны на самопожертвование, потому что нет ничего, достойного этого. Они не знают любви и не пишут гениальных романов. Они почти достигли избавления от страданий, но счастливы ли они? Кажется, сейчас эти вопросы звучат не менее актуально, чем в 1932 году. «В этом мире нет ничего неизбежного, у нас есть свобода выбора, и если мы захотим применить наш интеллект и добрую волю, мы, без всяких сомнений, сможем совершить необыкновенные вещи», — писал Хаксли. Захотим ли?