Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

Кем был настоящий Сирано де Бержерак, родившийся более 400 лет назад?

У героя знаменитой пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» есть прототип — настоящий Сирано, писатель, родившийся в Париже 6 марта 1619 года, то есть более 400 лет назад. Автор научной фантастики и поклонник Джордано Бруно, он своими смелыми идеями во многом предвосхитил сегодняшние представления об экологии и общественном устройстве.

Инна Дулькина
Переводчица
04.03.2024
Если спросить у французов, какой литературный персонаж им нравится больше всего, многие назовут Жана Вальжана и д’Артаньяна. Но большинство голосов неизменно получает Сирано — герой знаменитой пьесы Эдмона Ростана, главного блокбастера французского театра.

Только со дня премьеры — 28 декабря 1897 года — до начала Первой мировой войны спектакль сыграли более тысячи раз! Сегодня в одном Париже «Сирано» идёт в пяти различных поставновках, о каждой подробно пишет пресса. В 2019 году во Франции вышел новый фильм о Сирано «Эдмон»: режиссёр Алексис Михалик подробно рассказывает, как молодой Ростан создаёт из двух тысяч шестисот александрийских стихов текст, который станет одним из главных мифов французской культуры.

Не всем известно, что Ростан не придумал своего персонажа. Сирано де Бержерак и в самом деле жил во Франции Людовика XIII. Как и его литературный аватар, он дрался на дуэлях, сочинял стихи и острословил. И всё же настоящий Сирано де Бержерак — писатель-либертен, считающийся одним из зачинателей научной фантастики, вдохновитель Мольера и Свифта — часто теряется в тени персонажа Ростана, хотя и имеет с ним мало общего.
Сирано: бретёр, мушкетёр и либертен
О жизни настоящего Сирано известно не так много. Основной источник информации — биография, написанная его ближайшим другом Анри Ле Бре, вышедшая уже после смерти Бержерака. К тому времени Ле Бре стал священником, и, возможно, поэтому описание жизни Сирано носит агиографические черты. Друг всячески расхваливает свободолюбие Бержерака, его щедрый и весёлый нрав, но предпочитает скрыть некоторые подробности жизни автора, например его атеизм и равнодушие к женщинам, упомянув лишь, что тот «проявлял необычайную сдержанность по отношению к прекрасному полу».

В отличие от своего персонажа, Сирано родился не в Гаскони, а в Париже в 1619 году. Семья его была не благородного, а буржуазного происхождения, которая получила титулы благодаря удачным финансовым спекуляциям. В 20 лет Сирано становится мушкетёром и практически ежедневно дерётся на дуэлях, за что получает прозвище «отважного демона». После двух ранений он оставляет военную службу, возвращается в Париж, изучает риторику и философию, берёт уроки танцев, проводит много времени в кабаре, отдаёт должное изыскам французской кухни и виноделия. Ещё Бержерак сближается с либертенами: философами, которые считают, что христианская мораль — не абсолютная истина, а способ регулирования социальных связей, играющая ту же роль, что и светские законы. Либертены предлагают не верить в чудеса, а познавать мир с помощью разума.

Эти идеи находят отражение и в творчестве Бержерака. Он сомневается в существовании бога, восхищается Джордано Бруно, изучает физику и астрономию. Скандал вызывает его пьеса «Смерть Агриппины», в которой, по словам современников, «говорятся ужасные вещи о богах». Один из героев трагедии, действительно, утверждает, что бог — порождение человеческих страхов, творение, а не творец.

Сирано умирает в 36 лет при загадочных обстоятельствах. Выходя из дома герцога д’Арпажона, он получает по голове удар поленом, который оказывается смертельным. До сих пор неясно, шла речь о несчастном случае или о спланированном убийстве: у свободолюбивого Бержерака было немало недоброжелателей.
Полёт на Луну из XVII века
Главные произведения писателя были опубликованы уже после его смерти. Речь идёт о первых французских научно-фантастических романах «Иной свет, или государства и империи Луны» и «Иной свет, или государства и империи Солнца». Герой «Государства Луны» отправляется в полёт на Луну: подняться в воздух ему помогают склянки с росой, висящие на поясе. Там он получает возможность убедиться в относительности многих правил и норм. Жители Луны называют свою планету Землёй, а Землю — Луной. Старики здесь подчиняются юным, девственность — повод для скандала, а мужчины носят на поясе не шпаги, а золотые фаллосы. На Луне практикуется эвтаназия, болезни излечиваются воображением, а роль денег играют стихи. Героя «Государства Солнца» приговаривают к сожжению на костре за свободомыслие, но он сбегает из тюрьмы на космической машине и отправляется на Солнце, где живут птицы — атеисты и пацифисты — которые учат героя бережному отношению к природе.

В своих романах Бержерак предвидел возникновение ракеты, плеера и аудиокниги. А ещё — возможность сомневаться в установленных иерархиях и ставить под вопрос религиозные догмы. Бержерак писал о науке, экологии и телесности, придумывал новые миры, в которых бы человек мог не бездумно подчиняться королям и жрецам, а самостоятельно познавать окружающий мир.
При чём здесь нос
Во время путешествия на Луну герой Бержерака утверждает, что только человек с большим носом может считаться «остроумным, куртуазным и щедрым». Это одна из многих деталей, которая двести лет спустя привлечёт Эдмона Ростана. В беседе со своим другом Полем Фором драматург расскажет, что идея написать пьесу о Бержераке появилась у него ещё в школе. Ростан читал биографию писателя и мечтал о романтическом персонаже, бретёре, поэте и дуэлянте.

На одном из немногих сохранившихся портретов Бержерака мы видим, что у него и вправду был большой нос. «Однажды я познакомился с учителем по прозвищу Блестящий Нос. Его душа была так же прекрасна, как его внешность — отталкивающая. Этот контраст потряс меня, и идея пьесы сложилась окончательно», — говорил Ростан.

Драматург пишет пьесу о герое, который способен выстоять в схватке с сотней противников, при этом когда речь заходит о любви, он уступает место сопернику и своим талантом к стихосложению помогает ему добиться расположения у женщины, в которую сам же влюблён. Из множества разрозненных черт Ростан создаёт персонажа, который придётся по вкусу Франции, недавно потерпевшей поражение от Германии и заново строящей свою идентичность. Ростан предлагает зрителю рыцаря, чьи остроумие, отвага и благородство способны затмить любые физические недостатки. Сирано вызывает сочувствие и восхищение. Из литературного героя он немедленно превращается в символ страны.

Его приключения на сцене мало связаны с историей жизни настоящего Бержерака, разве что способностью воспарить над житейскими установками и привнести в мироздание толику идеализма, свободы и любви. И всё же если бы не отважный либертен, мечтающий полететь на Луну, Франция никогда бы не обрела своего любимого литературного героя. Есть ещё Астерикс! Но, как отмечают французы, он, в отличие от Сирано, ни в кого не влюблён.

Читайте также

Детектив: краткая история жанра

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.