«Я слишком уважаю литературу, чтобы относить к ней детектив. Это индустрия и ничего больше». Так считал бельгийский писатель Жорж Сименон, что не помешало ему написать почти 200 романов о приключениях комиссара Мегрэ и стать одним из классиков детективного жанра. Сейчас с его вердиктом согласится мало кто из литературоведов. А сам автор, возможно, очень бы удивился, если бы узнал, что после смерти его издадут в собрании «Плеяды», самой элитарной серии издательства «Галлимар», куда, как в высшую гильдию, принимают только заслуженных мастеров.
Споры о том, можно ли считать детектив «настоящей» литературой, кажется, остались в прошлом. Об истории жанра написаны тысячи научных работ. Современный детектив — не только филологическое, но и общественное явление. Во всём мире проходит множество книжных ярмарок и фестивалей, посвящённых этому жанру. Выпускаются литературные «детективные» журналы. Криминальный роман уже давно не напоминает историю о странноватом джентльмене с трубкой и тросточкой. Со времён «Шерлока Холмса» он успел выучить другие языки — и изъясняется теперь не только по-английски. Скандинавские, азиатские представители жанра также покорили мир, а в каждой национальной литературе найдутся свои знаковые авторы детективов. В России, пожалуй, отсчёт можно начинать с Достоевского.
Современный детективный роман как плющ карабкается по стене общественного устройства, проникает в трещины, цепляется за каждый выступ. Он порождение городской цивилизации, её важная часть. Детектив работает как анализ крови: прочитайте самых популярных авторов криминальных романов интересующего вас десятилетия, и вы сразу поймёте, как устроен тот или иной общественный организм.