Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

«Дама с камелиями» Дюма-сына: один из главных романов XIX века

Во второй половине XIX века пьесы Дюма-сына шли с большим успехом в парижских театрах. Затем многие из них забылись, но одна стала по-настоящему культовой. «Дама с камелиями» вдохновляла Верди, Шанель и Нуреева. Мы решили разобраться, почему же история о французской куртизанке остаётся по-прежнему популярной.

Инна Дулькина
Переводчица
26.07.2024
Во Франции XIX века проституция была легальной, Париж — столица европейского секс-туризма. В 1850-е годы в городе насчитывалось примерно 200 домов терпимости. В 1870-е около 120 000 женщин были вовлечены в секс-работу. Порядка четверти парижан регулярно прибегали к их услугам. Оплата труда прачки, официантки или продавщицы была настолько смехотворна, что для множества женщин проституция становилась единственным способом выживания. Как отмечает французский театральный режиссёр Артур Нозисьель, в XIX веке почти все актрисы и танцовщицы занимались проституцией. В старейшем и знаменитейшем театре «Комеди Франсез» разница в оплате труда актёров и актрис была так велика, что даже великие актрисы, такие как Сара Бернар, были вынуждены соглашаться на секс-работу, чтобы оплачивать счета. Парижскую оперу и «Комеди Франсез» называют в XIX веке большим тротуаром, остальные театры — малым.

О том, как происходило вовлечение в секс-работу, рассказывает история Мари Дюплесси, куртизанки, ставшей прототипом дамы с камелиями, главной героини одноимённого романа (а потом и пьесы) Александра Дюма — сына. Её настоящее имя — Альфонсина Плесси. Когда ей было семь лет, её отец-алкоголик до смерти избил мать. Когда ей исполнилось четырнадцать, отец продал её в качестве секс-рабыни семидесятилетнему старику. В шестнадцать Альфонсина уезжает в Париж. Вначале она работает прачкой за 22 франка в месяц — 13 часов в сутки, шесть дней в неделю. Мужчины находят её красивой. Известный ресторатор предлагает ей сделку: квартира и 3 000 франков на первоначальные расходы в обмен на регулярные секс-услуги.
Любовь и деньги
Так Альфонсина становится куртизанкой — проституткой высокого ранга, находящейся на содержании состоятельных мужчин. Последние демонстрируют Альфонсину как изысканный аксессуар, показатель их статуса и богатства. Аксессуар должен вызывать зависть, поэтому обеспеченные клиенты вкладываются в образование Альфонсины и учат её хорошим манерам. Вскоре она меняет имя на Мари Дюплесси. В возрасте 20 лет она знакомится с Александром Дюма — сыном. У них завязываются отношения, которые через некоторое время прерывает сам Дюма. «Я не достаточно богат, чтобы любить вас так, как мне бы хотелось», — пишет он ей.

К тому времени Мари Дюплесси — одна из самых дорогостоящих куртизанок Парижа, и возможность пообедать с ней в кафе или показаться в одной театральной ложе стоит немалых денег. Представители французской аристократии соперничают за право считаться её покровителем. Однако, как только их траты становятся чрезмерными, немедленно вмешивается семья. Так распадается союз Мари с герцогом де Грамоном, будущим министром иностранных дел. Сама же она влюблена в композитора Ференца Листа. Мари умоляет позволить ей сопровождать его в турне, но композитор полагает, что общество такой женщины повредит его репутации. Мари Дюплесси умрёт в 23 года от туберкулёза, её имущество будет распродано с молотка, её похоронят в общей могиле, и потребуется вмешательство одного из любовников, чтобы перезахоронить её в отдельном склепе на кладбище Монмартр.
В возрасте 20 лет она знакомится с Александром Дюма — сыном. У них завязываются отношения, которые через некоторое время прерывает сам Дюма. «Я не достаточно богат, чтобы любить вас так, как мне бы хотелось», — пишет он ей.
Роман как культурное явление
Все эти события будут описаны Александром Дюма — сыном в романе «Дама с камелиями», который позднее станет и пьесой. Её содержание придётся по душе Верди, и на её основе он сочинит свою знаменитую «Травиату». Дюма-младший при жизни написал и другие романы, но в историю литературы он вошёл именно как автор «Дамы с камелиями».

Главную героиню пьесы, Маргариту Готье, в разное время играли Сара Бернар, Грета Гарбо и Изабель Аджани. Роман был экранизирован более двадцати раз. «Дама с камелиями» — это ещё и несколько балетных постановок. В самой знаменитой Маргариту танцевала Марго Фонтейн, а её возлюбленного — Рудольф Нуреев. Большой поклонницей романа была Габриэль Шанель. Камелия стала символом её модного дома.

Роман Дюма-сына — это размышления мужчины о женской привлекательности, метания между образами мадонны и падшей женщины, попытка соединить их в одно целое. «В этой девушке можно было различить девственницу, которую нечто совсем незначительное сделало куртизанкой, и куртизанку, которую нечто совсем незначительное могло бы сделать самой влюблённой и самой чистой из девственниц», — пишет автор.

В романе Маргарита проходит очищение любовью: она влюбляется в Армана Дюваля — прототип самого автора — и ради него жертвует обеспеченной жизнью. Маргарита уединяется с Арманом в деревне, продаёт свой экипаж и драгоценности. Она готова продать всё, но объявляются кредиторы. А также отец Армана. Он настоятельно просит Маргариту отказаться от союза с его сыном. Ведь мало того, что их отношения дискредитируют Армана. Они ещё и бросают тень на его сестру, которая как раз готовится вступить в законный брак. Маргарита, осознавая свой статус падшей женщины, жертвует своей любовью, а вскоре и своей жизнью: она, как и её прототип Мари Дюплесси, умирает в 23 года от туберкулёза. Блудница восходит на алтарь. Девственница — сестра Армана — может спокойно выходить замуж.
Секс как статус
И всё же «Дама с камелиями» стала прорывом для своего времени. Специально оговаривая отсутствие всякого намерения воспеть порок, Дюма-сын создаёт образ куртизанки, которая вызывает сочувствие, и позволяет посмотреть на ситуацию её глазами. Её жизнь отнюдь не череда увеселений. Это зависимость от мужчин, секс по принуждению, множество предметов роскоши, которые могут быть отобраны в любой момент, стоит одному из любовников поменять предпочтения. Это отсутствие дружеских привязанностей: люди поддерживают с вами связь исключительно из корыстных соображений. Это отсутствие любви: мужчин вы интересуете, только пока вы молоды и красивы. Часто это смерть в одиночестве.

Дюма, словно бы вопреки своей воле, описывает механизмы системы, в которой секс становится показателем социального статуса. Способность покупать общество красивых женщин оказывается важной частью мужской идентичности. «Мы не принадлежим себе больше. Мы не люди. Мы вещи», — говорила Маргарита Готье. «Бедные создания. Любить их — ошибка, мы можем хотя бы их пожалеть», — писал Дюма-сын.

Что ж, спасибо и на том.

Читайте также

Олдос Хаксли и его «О дивный новый мир»: почти всё сбылось

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.