«Евгений Онегин» современен ещё и тем, что предвосхитил многие социальные тенденции. Это, безусловно, феминистский роман, и мало в русской литературе столь же самостоятельных и цельных героинь, как Татьяна. Ещё в XIX веке внимательные критики говорили, что Пушкину стоило бы назвать свой роман «Татьяна», потому что именно она является главной героиней. Татьяна не тень героя и не проекция его мечтаний. У неё отдельная внутренняя жизнь, свои мысли, увлечения, мечты. Она не играет в куклы, не разливает чай и не стремится выйти замуж. Татьяна — как и Пушкин — предпочитает одинокие прогулки и — в отличие от Онегина — любит читать (Читай бы она другие книги…). Татьяна не стремится нравиться, а «любит, не шутя». Ещё она делает первый шаг и признаётся в своих чувствах, а не ждёт, когда её выберут. Затем отказывает Онегину (хотя в романтической парадигме что может быть важнее для женщины, чем быть с любимым мужчиной?), потому что следует чувству долга, а возможно, ещё и потому, что не хочет рушить сложившуюся жизнь. Как бы то ни было, для Татьяны важнее не желания мужчины, а её собственный выбор.
«Евгений Онегин» — это ещё и дружеское послание Пушкина интровертам. Изобразив главную героиню русской литературы «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», поэт избавил от сомнений в себе всех мечтательниц и дикарок, всех «не-Ольг». Можно не пытаться стать румяной кокеткой, любимой всеми, если не чувствуешь к этому склонности, а просто дальше жить свою жизнь.
А жизнь может идти совсем не так, как нам бы хотелось. Любовь может оказаться невзаимной. Бывает, что мечты не сбываются, книги обманывают, и, как ни старайся походить на любимого персонажа, с тобой чаще происходят не увлекательные приключения, а мелкие неприятности. Жизнь может быть однообразной и скучной — как у Онегина в деревне. Ещё нам часто приходится вести утомительные разговоры — как Татьяне в Москве, а иногда в жизни что-то надламывается, привычный ход вещей останавливается, и происходит непоправимое, что-то, с чем невозможно смириться, о чём нельзя утешиться. Загадка «Евгения Онегина»: как можно лёгким игристым стихом писать о самых горьких вещах, не романтизируя жизнь, но и не впадая в отчаяние? «Евгений Онегин» — это не только энциклопедия русской жизни, но и учебник жизни, как она есть. Нет ничего лучше, чтобы прочесть его в юном возрасте и получить все необходимые предостережения. Разве что прочесть роман заново лет в сорок, просто чтобы сказать себе: «Ну что за франт этот Евгений! Ну как же так можно!»