Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

5 французских романов о любви, ставших классикой

Во французских романах о любви редко встретишь хеппи-энд. И всё же в них есть особая магия, которая не даёт закрыть книгу, пока не дочитаешь её до конца. Вспоминаем пять французских романов о любви, ставших классикой, — и добавляем их в список обязательного чтения.

Инна Дулькина
Переводчица
26.06.2024
«Красное и чёрное», Стендаль
Во французских романах нередко встречаются пары, где героиня старше героя. О таких союзах писали Бальзак и Флобер. Но пожалуй, самый подробный вариант сценария подобных отношений создал Стендаль в романе «Красное и чёрное».

Мадам де Реналь давно замужем, у неё дети. Её репутация безупречна, а меню званых обедов известно на год вперёд. Жизнь Жюльена Сореля ещё всего лишь набросок, но он смело строит планы, уверенный в скором триумфе. Они встречаются. Мадам де Реналь должна убедиться в его уникальности и дать себе второй шанс на любовь. Отказаться от размеренной зрелости ради второй молодости.

В этой паре она влюбляется, а вот он движим в первую очередь честолюбием. Как бы то ни было, оба героя выходят за рамки предписанных им ролей и делают самостоятельный выбор. Его последствия могут быть печальны, но как иначе ощутить всю полноту жизни? Героев Стендаля нередко сравнивают с президентом Франции Эммануэлем Макроном и его супругой Брижит, его бывшей учительницей литературы. Стендаль словно раз и навсегда разрешил женщинам влюбляться в мужчин, которые значительно моложе их самих. Возможно, это одна из причин его неугасающей популярности.
«Госпожа Бовари», Гюстав Флобер
Эмма Бовари переживает несколько любовных историй на страницах романа Флобера, и всё же нет книги, которая бы более точно показывала иллюзорность романтических мечтаний, чем эта. Отношения мужчины и женщины часто имеют мало общего с тем, какими их описывают в романах, и, прочитав «Госпожу Бовари», с этим сложно не согласиться.

Флобер пишет роман о том, что времена рыцарской любви безвозвратно прошли и Изольда едва ли дождётся своего Тристана. Он рассказывает о женской чувственности, не вставив при этом в текст ни одной эротической сцены. Но и без подробных описаний читатель может ощутить томление Эммы, её желание и страсть. Сцены, в которой госпожа Бовари вырывает шнурок из своего корсета, хватило, чтобы Флобера обвинили в оскорблении общественной морали и вызвали в суд. К счастью, писателю удалось убедить судей, что он не хотел никого задеть. Флобер стремился написать книгу, которая была бы такой же объёмной и бесконечной, как сама жизнь. И не его вина в том, что в этой жизни женщины ищут любви, а мужчинам часто совершенно нечем на это ответить.
«Жизнь», Ги де Мопассан
«Жизнь» Мопассана — ещё одна книга о столкновении романтических устремлений с печальной реальностью. Жанна — героиня романа — грезит о любви, и поначалу кажется, что её мечтам суждено сбыться. Её жених вызывает у неё самые восторженные чувства. Но первая ночь после свадьбы оказывается такой ужасной, что иллюзии Жанны мгновенно рассеиваются. Неужели это и есть та любовь, о которой она мечтала?

Многие литературоведы полагают, что в образе Жанны Мопассан отразил черты своей матери, Лоры де Мопассан. Она была прекрасно образована, блестяще знала английский, обожала верховую езду. Лора, в точности как Жанна и Эмма, хотела обрести счастье в браке. Но всё пошло не так. Её таланты оказались невостребованными, а жертвы — напрасными. Всю жизнь героиня Мопассана скорбит о любви, которая так и не случилась. Муж и сын принесли только разочарование. Счастье вместилось в пару мгновений, а жизнь обернулась безрадостной рутиной. Сам того не желая, Мопассан написал роман о том, к каким грустным последствиям могут привести надежды на встречу с прекрасным принцем, которая может так никогда и не случиться.
«Пена дней», Борис Виан
«В мире имеют значение только две вещи: любовь, которой следует заниматься с красивыми женщинами, и музыка Дюка Эллингтона. Всё остальное — какое-то уродство», — написал Борис Виан в предисловии к роману «Пена дней», вышедшему в 1947 году. Война только закончилась. Франция входит в своё «счастливое тридцатилетие», время развития и роста. А парижский писатель, выдумщик, музыкант и изобретатель пишет чудесный роман, где пианино готовит коктейли, мыши водят дружбу с солнечными зайчиками, а пахнущие корицей облака катают влюблённых по парижскому небу.

Колен встречает Хлою, и в первой части книги их совместная жизнь похожа на джазовые импровизации, которые так любил автор. Герои играют на трубе, выращивают лилии и катаются на коньках. Однако затем у Хлои в груди поселяется кувшинка, которая хочет её убить. Колен устраивается на оружейный завод, чтобы было чем оплатить услуги врача. «Пена дней» — важное высказывание о человеческой слабости и ранимости, которая в 1947 году казалась совершенно очевидной. А ещё это роман о первой любви, который обожают французские подростки. Как говорит Фредерик Бегбедер, «каждый раз, когда я его читаю, мне снова 14».
«Здравствуй, грусть!», Франсуаза Саган
Франсуаза Саган за всю жизнь написала более 50 романов, но ни один из них не произвёл такого сильного впечатления на французскую публику, как «Здравствуй, грусть!». Девятнадцателетнюю писательницу обвинили в безнравственности, а отцы немедленно запретили своим дочерям читать эту книгу. Последние доставали Саган всеми правдами и неправдами и читали тайком. Читателей фраппировали не столько сексуальные сцены, сколько образ главной героини. Сесиль, главная героиня романа, ведёт себя так, как если бы революция 1968 года уже свершилась, но до неё оставалось ещё четырнадцать лет! Француженки всё ещё не имеют собственного счёта в банке и не могут принимать важные решения без согласия отца или мужа. Но Саган предчувствует приближающиеся изменения.

Сесиль сама выбирает, с кем заводить отношения, и стремится испытать всю полноту бытия. Она — в отличие от героинь многих романов, написанных мужчинами, — не страдает от любви, а исследует свои вкусы и предпочтения, ищет новый опыт. Роман «Здравствуй, грусть!» получил безусловную поддержку критиков, а Саган мгновенно удостоилась признания. Ведь писала она не столько о превратностях любви в меняющейся Франции, сколько о самой сущности человеческой жизни, что ставит её в один ряд с классиками мировой литературы.

Читайте также

Научная фантастика: история жанра

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.