В мире детектива насилие — искажение. В мире триллера — неотъемлемая часть реальности. В триллере речь идёт не об одном загадочном убийстве, а о множестве — как в романе одного из основателей жанра Дэшилла Хэммета «Кровавая жатва», изданном в 1929 году. Маленький американский городок оказывается во власти гангстерских группировок, а полиция, призванная восстановить справедливость, полностью коррумпирована. Исследовать тёмные стороны городской реальности позднее продолжат Дэвис Грабб и Роберт Блох. В романе «Ночь охотника», вышедшем в 1953 году, Грабб описывает штат Огайо времён экономической депрессии, где за фасадом добропорядочности скрывается страсть к разрушению и почтенный пастор оказывается убийцей вдов и детей.
Роберт Блоx — автор культового «Чикагского мясника», романа об аптекаре, открывшем гостиницу с прозекторской и крематорием и убившем 200 клиентов. Самое невероятное, что автор ничего не придумал: такая история на самом деле случилась в Америке в конце XIX века. Ещё один образец жанра — роман Грегори Макдоналда «Рафаэль. Последние дни». Обитатель американских трущоб соглашается сняться в снафф-муви. Рафаэля убьют на камеру, но его семья получит 30 тысяч долларов. Главному герою вручают аванс, и он с радостью покупает подарки детям. Неминуемая смерть наконец придаёт смысл его жизни.
Город — это место, где случается страшное, и эти проявления «недугов» не всегда поддаются диагнозу и лечению. Об этом пишет и современная аргентинская писательница Мариана Энрикес. В её сборнике рассказов «Особенности курения в постели» соблюдены все каноны жанра: действие происходит на окраине Буэнос-Айреса, в «зоне Юга», где на балконах можно часто увидеть решётки и куда жители севера стараются не ездить без крайней необходимости. Здесь, у кольцевой дороги, и происходят странные и необъяснимые вещи: на семьи обрушиваются несчастья, пропадают и возвращаются дети, только родители почему-то не рады иx видеть. Кажется, иx словно подменили.
Современный триллер — это ещё и часто исследование семейных связей и травм. Это всегда путешествие на территорию страха, прогулка по зачарованному лесу, возможность посмотреть в глаза чудовищ, населяющих наши сны.
Фотография: кадр из фильма «Глотай».