Уловка оказалась удачной: именно шекспировская интерпретация сюжета о несчастных возлюбленных стала самой успешной. «Ромео и Джульетта» сегодня — это и балет Прокофьева, и опера Гуно, и фильм Дзефирелли, и бесчисленные спектакли, и комиксы, и мюзиклы. Это часть общего культурного кода человечества, одна из немногих универсальных историй, способных вызвать схожие чувства у людей с самым разным бэкграундом. Всем жаль погибших Ромео и Джульетты. Все готовы признать бессмысленность и абсурдность вражды, которая делает невозможной любовь двух молодых людей — хотя бы на время чтения пьесы.
«Ромео и Джульетта» — это история о паре; о двоих, ставшим единым целым — не в жизни, так в смерти; это продолжение мифа о куртуазной любви, на котором стоит вся европейская культура. Шекспировская пьеса создаёт романтический кодекс на столетия вперёд. «Ромео и Джульетта» о том, что любовь должна быть взаимной, что женщина — не объект мужских притязаний, который можно принудить к браку, а полноценный актор. Джульетта сама выбирает Ромео, венчается с ним в церкви, спускает ему верёвочные лестницы с балкона и сама же выбирает умереть, когда находит возлюбленного с пустой склянкой яда у своего гроба.
«Ромео и Джульетта» о том, что любовь — это выбор, в котором человек утверждает свою свободу и который неизбежно ставит его в оппозицию всему обществу. Любовь — это вызов, слом сложившихся союзов и практик, угроза установившемуся порядку вещей. Любовь оспаривает иерархии — и этим она опасна. И в то же время «Ромео и Джульетта» даёт разрешение на защиту индивидуального выбора. Чувства героев несравненно важнее мнения родителей и клановых интересов. Цена этого выбора может быть очень высока, ведь общество не будет смотреть безучастно на то, как попираются его устои. И всё же в том, что сегодня во многих странах мира браки больше не заключаются по принуждению, а только по любви, кажется, есть большая заслуга «Ромео и Джульетты».