Сама Туве не любила, когда её сравнивали с Муми-троллем — простодушным сентиментальным философом, напоминающим, по мнению шведских исследователей, вольтеровского Кандида. Писательница считала, что у неё гораздо больше общего с искательницей приключений Малышкой Мю. Этой героине прекрасно знакомы радость и гнев, она не любит впадать в уныние. Именно ей принадлежат слова: «Каждый должен злиться время от времени. Даже самая маленькая букашка имеет на это право».
Дом муми-троллей — это точка стабильности и спокойствия, внутреннее детство, место, где живут безусловная любовь и принятие и куда можно сбежать от тревог взрослой жизни. Там разрешено валяться в гамаке с книгой, спать под дождь, стучащий по крыше, а потом проснуться от пригоршни спелых слив, упавших тебе в кровать. Ведь может так случиться, что, пока ты спал, дом превратился в волшебный лес. Разумеется, иногда обитатели Муми-дома покидают счастливый эдем и отправляются навстречу приключениям. Рай прекрасен, но там ничего не происходит: просто счастье, разлитое в воздухе. А чтобы добраться до профессора Обсерватории в Одиноких Горах, найти морские сокровища или сразиться с ядовитым кустом, надо выйти из дома. Однако, справившись со всеми трудностями, герои возвращаются туда, где Муми-мама топит печку и печёт блинчики, а папа сочиняет новую главу мемуаров. Вольтеровский Кандид на последних страницах книги решает возделывать свой сад. Муми-тролль в последней главе истории про комету находит свой огород — место приложения усилий, источник радости и спокойствия.
Туве Янссон написала философские сказки о том, что счастье не надо искать за тридевять земель, его надо создавать вокруг себя, наполняя теплом и волшебством каждый фрагмент реальности. Писательнице удалось сотворить остров радости и спокойствия, где так хочется оказаться. «Только подумай. Никогда не радоваться и не испытывать разочарования. Никогда ни к кому не испытывать симпатиии, не ссориться и не прощать. Не спать и не простужаться. Не ошибаться. Не страдать от боли в животе и не выздоравливать. Не устраивать вечеринку по поводу своего дня рождения, не пить пива, не страдать от мук совести. Как ужасно это всё должно быть», — говорит Муми-папа. Под этими словами могла бы подписаться и сама Туве Янссон.