Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

Туве Янссон и её таинственный остров

В августе 2024 года Туве Янссон исполняется 110 лет. Интерес к её сказкам о муми-троллях, изданным в середине прошлого века, во всём мире только растёт. Чем опасней и тревожней становится окружающий мир, тем нужнее оказываются рассказы о волшебной долине, где вот-вот закипит кофейник, а на столе уже стоят горячие блинчики.

Инна Дулькина
Переводчица
07.08.2024
Когда Туве Янссон была маленькой, родители нередко слушали по радио репортажи с футбольных матчей. Отец всегда болел за финнов, а мать — за шведов. Сама же Туве недоумевала, почему не могут выиграть две команды. Мать, Сигне Хаммарштен, была шведкой, выпускницей Стокгольмского университета и известной художницей. Она разработала дизайн купюр и почтовых марок для независимой Финляндии. Отец, Виктор Янссон, был знаменитым финским скульптором. Сама Туве родилась в 1914 году в Хельсинки. Её детство прошло в районе Катаянокка в окружении деревянных особняков с островерхими крышами в стиле ар-нуво. На фасадах зданий можно было увидеть фигуры цветов и животных, а ещё усмехающихся троллей, персонажей финской народной культуры.

Тролли, без сомнения, встречались и на заросшем мхом острове Блидё в Стокгольмском архипелаге, где Туве проводила школьные каникулы. Там у её дедушки, шведского пастора, был летний домик c большой мансардой. Туве и её братья купались, катались на лодке и исследовали отдалённые острова. Там же на стене уличного туалета Туве впервые нарисовала муми-тролля, страшное существо с крючковатым носом и длинным хвостом. Сделала она это, чтобы испугать своего брата, с которым незадолго крепко повздорила: они не сошлись во взглядах на философию Канта.
Муми-тролль как убежище
В семье Туве разговоры о философии были нередки. Сама она намеревалась серьёзно заняться живописью. После школы Туве изучает изобразительное искусство в Стокгольме и Париже, пишет несколько больших картин, но это занятие не приносит денег: картину не отдашь в качестве арендной платы за студию в Хельсинки, и художница решает посвятить себя журнальной иллюстрации.

Она создала несколько обложек для финского сатирического журнала Garm и нарисовала более 500 карикатур. На одной из них Гитлер изображён плачущим ребёнком, которого пытаются успокоить солидные господа в цилиндрах, предлагая ему пирожные «Польша» и «Эльзас и Лотарингия». На другой карикатуре немецкий диктатор обкрадывает Финляндию до последнего оленя, а на его действия в ужасе взирает, спрятавшись за заголовком, маленький муми-тролль.

Туве сочиняла истории о муми-троллях на обрывках бумаг в своей холодной мастерской. Шла война. «Мне было страшно и хотелось найти убежище от мрачных мыслей, — писала она позднее в воспоминаниях. — Поэтому я придумала себе невероятный мир, где всё было естественным и несерьёзным. И главное, всё было возможным».

Так Туве придумала Муми-дол, напоминающий остров в Балтийском море из далёкого детства. В Муми-доле художница, ставшая ещё и писательницей, селит «исключительно счастливую семью». Муми-папа носит шляпу, мечтает о дальних странствиях и пишет мемуары. Муми-мама варит кофе, печёт оладьи с вареньем и заботится обо всех обитателях Муми-дома. Их немало: кроме их сына, самого Муми-тролля, в доме живут его многочисленные друзья. Постоянно наведываются новые гости, и мама ставит дополнительные тарелки на стол, а папа сколачивает новые кроватки. Семья муми-троллей — место, где радушно принимают самых разных существ, будь то одинокий бродяга Снусмумрик, надоедливый Снифф или ворчливый Хемуль, увлечённый собирательством.
Туве сочиняла истории о муми-троллях на обрывках бумаг в своей холодной мастерской. Шла война. «Мне было страшно и хотелось найти убежище от мрачных мыслей, — писала она позднее в воспоминаниях. — Поэтому я придумала себе невероятный мир, где всё было естественным и несерьёзным. И главное, всё было возможным».
Возвращение в рай
Сама Туве не любила, когда её сравнивали с Муми-троллем — простодушным сентиментальным философом, напоминающим, по мнению шведских исследователей, вольтеровского Кандида. Писательница считала, что у неё гораздо больше общего с искательницей приключений Малышкой Мю. Этой героине прекрасно знакомы радость и гнев, она не любит впадать в уныние. Именно ей принадлежат слова: «Каждый должен злиться время от времени. Даже самая маленькая букашка имеет на это право».

Дом муми-троллей — это точка стабильности и спокойствия, внутреннее детство, место, где живут безусловная любовь и принятие и куда можно сбежать от тревог взрослой жизни. Там разрешено валяться в гамаке с книгой, спать под дождь, стучащий по крыше, а потом проснуться от пригоршни спелых слив, упавших тебе в кровать. Ведь может так случиться, что, пока ты спал, дом превратился в волшебный лес. Разумеется, иногда обитатели Муми-дома покидают счастливый эдем и отправляются навстречу приключениям. Рай прекрасен, но там ничего не происходит: просто счастье, разлитое в воздухе. А чтобы добраться до профессора Обсерватории в Одиноких Горах, найти морские сокровища или сразиться с ядовитым кустом, надо выйти из дома. Однако, справившись со всеми трудностями, герои возвращаются туда, где Муми-мама топит печку и печёт блинчики, а папа сочиняет новую главу мемуаров. Вольтеровский Кандид на последних страницах книги решает возделывать свой сад. Муми-тролль в последней главе истории про комету находит свой огород — место приложения усилий, источник радости и спокойствия.

Туве Янссон написала философские сказки о том, что счастье не надо искать за тридевять земель, его надо создавать вокруг себя, наполняя теплом и волшебством каждый фрагмент реальности. Писательнице удалось сотворить остров радости и спокойствия, где так хочется оказаться. «Только подумай. Никогда не радоваться и не испытывать разочарования. Никогда ни к кому не испытывать симпатиии, не ссориться и не прощать. Не спать и не простужаться. Не ошибаться. Не страдать от боли в животе и не выздоравливать. Не устраивать вечеринку по поводу своего дня рождения, не пить пива, не страдать от мук совести. Как ужасно это всё должно быть», — говорит Муми-папа. Под этими словами могла бы подписаться и сама Туве Янссон.
Мировая слава и уединение на острове
Писательница издала первую книгу о муми-троллях в 1945 году. И хотя история о большом наводнении в Муми-доле не вызвала большого интереса у читателей, Янссон продолжила работу. И оказалась права. «Муми-тролль и комета» и «Шляпа волшебника», вышедшие несколькими годами позже, очень быстро сделали её знаменитой во всём мире. Всего Туве написала девять книг о муми-троллях, их перевели на множество языков и особенно полюбили в Англии, Японии и России. В родной Финляндии Туве Янссон — настоящее национальное достояние. В стране есть тематический парк муми-троллей и музей, где выставлен макет Муми-дома, сделанный писательницей. Можно посетить и скалистый уединённый остров Кловхарун, где Янссон проводила все летние месяцы с 1964 по 1998 год. Туве не любила излишнего внимания к своей персоне, и остров — так напоминающий её маленький детский рай — служил ей убежищем от лишних глаз. Бывало, когда к его берегам причаливала лодка с поклонниками, она пряталась в подвале дома, чтобы не встречаться с ними. Сохранилось видео, где уже постаревшая Туве в брюках и свитере отплясывает зажигательный танец на поросших мхом камнях Кловхаруна, словно лесной дух, абсолютно счастливый Муми-тролль, возвратившийся в Муми-дол.

Читайте также

Герман Мелвилл: как матрос стал великим писателем

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.