Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

Вампиры: кто они, откуда появились и почему сегодня стали настоящими поп-звёздами

Пожалуй, на свете не найдётся культуры, где бы отсутствовали верования в живых мертвецов, которые были бы не прочь полакомиться людской кровью. Однако всё это сложилось в образ знакомого нам вампира только в XIX веке. Тогда и родился вампир-аристократ, страшный и привлекательный одновременно. Ещё через некоторое время он эволюционирует в романтического героя. Как вампир из потусторонней нечисти превратился в краша для миллионов людей?

Инна Дулькина
Переводчица
22.11.2024
Однажды в Сербии
Рассказывают, что всё началось с Сербии. В 1725 году в маленькой деревушке Кисилево за два дня умерли девять человек. Перед тем, как отправиться на тот свет, все они говорили, что к ним во сне являлся недавно умерший сосед Петар Благоевич и пытался их задушить. В то время Сербией правили Габсбурги. Чтобы расследовать инцидент, в деревню приехали австрийские медики и чиновники. По настоянию жителей они вскрыли могилу Благоевича. «Его лицо, руки, ноги, всё тело выглядели так, как если бы он был ещё жив. У него во рту находилась свежая кровь», — записал чиновник, присутствовавший при вскрытии. Вскоре эти материалы были опубликованы в прессе. Так читатели газеты Wienerisches Diarium узнали новое слово — «вампир». Исследователь Клеманс Ратнер из Дублина полагает, что австрийские медики просто неправильно расслышали сербское «упырь». Слово для европейцев было новым, но не само явление.

Ожившие покойники и монстры-кровопийцы в народных легендах существовали всегда. За четыре тысячи лет до нашей эры ассирийцы всерьёз опасались эдимму — мертвецов, способных похищать у людей их жизненную силу. Древние афиняне закрывали в детских спальнях окна и выкладывали на подоконник зубчики чеснока, чтобы туда не проникла Ламия — мёртвая женщина, которая, по легенде, пила кровь спящих младенцев. Антропологи полагают, что образ Ламии возник как попытка объяснить феномен внезапной детской смерти. Страх встретиться с ожившим покойником сопровождал человека всегда, и неудивительно, что статьям о сербском вампире многие поверили. Тем более в скором времени подобный инцидент произошёл в другой сербской деревушке. И опять в нескольких внезапных смертях обвинили уже умершего соседа.
Вампиромания XVIII века
Врачи полагали, что жители обеих деревень умерли от эпидемии сибирской язвы, но научные факты уже никого не волновали. Европой овладевает вампиромания. Люди с энтузиазмом раскапывают могилы и вбивают осиновые колья во все трупы, которые кажутся им подозрительными. Врачи, священники и судьи свидетельствуют о своих встречах с вампирами. Пока Руссо и Вольтер высмеивают подобные заявления, аббат-бенедиктинец Огюстен Кальме издаёт в 1751 году научный трактат о вампирах. В их существовании клирик нисколько не сомневается. Он утверждает, что вампиры — «мертвецы, которые выходят из своих могил, являются живым и сосут их кровь». Чтобы обезвредить вампира, его необходимо выкопать из земли, воткнуть ему в сердце кол или сжечь. А лучше проделать обе операции. В текстах XVIII века вампир представляется как оживший зловонный труп с длинными волосами и ногтями. Он умер дурной смертью и из-за своих грехов не может попасть в рай. Теперь этот бедолага вынужден скитаться в пространстве между жизнью и смертью.
Врачи, священники и судьи свидетельствуют о своих встречах с вампирами. Пока Руссо и Вольтер высмеивают подобные заявления, аббат-бенедиктинец Огюстен Кальме издаёт в 1751 году научный трактат о вампирах. В их существовании клирик нисколько не сомневается.
Из мифа в книгу
Всё меняется летом 1816 года, когда на вилле Диодати на озере Леман собираются лорд Байрон, Мэри Шелли и Джон Полидори. На улице идёт дождь, и вместо приятной прогулки три писателя погружаются в чтение «Фантасмагорианы», сборника рассказов о привидениях. По предложению Байрона каждый из присутствующих сочиняет фантастическую историю. Мэри Шелли придумывает Франкенштейна, а Полидори пишет повесть «Вампир», превращая мифического персонажа в литературного героя. Вампир у Полидори получился красивым и заносчивым манипулятором. Считается, что он списал его с самого Байрона, при котором служил врачом.

У Полидори быстро появляются подражатели, но всех превзошёл Брэм Стокер, выпустивший в 1897 году свой знаменитый роман «Дракула». Отныне и навсегда вампир становится неотъемлемой частью мировой поп-культуры. Стокер скрупулёзно исследует всё, что уже было написано о вампирах, изучает народные легенды и, собрав их воедино, создаёт необыкновенно притягательный и яркий образ. Отныне даже дети знают, что днём вампир спит в гробу или ящике, наполненном землёй, взятой с его могилы. Что даже во сне он не закрывает глаза, а его покой охраняют крысы. Вампир как огня боится чеснока и распятия. У него бледная кожа, длинные острые зубы, красные губы, длинные ногти. Его руки мертвенно холодны. Когда он выбирается из гроба, начинают выть волки, а стоит ему проникнуть в дом к людям, как их охватывает оцепенение. Вампир может превращаться в летучую мышь и спускаться по стене дома как ящерица.

Действие романа Стокера происходит в Румынии, которая воспринималась в то время как часть экзотического Востока. Коварный Дракула воплощал также и страх англичан перед мигрантами, которые представлялись сильными, дикими и опасными людьми. Роман Стокера ещё и знак окончательно наступившей модерности. Европейцы как будто перестают стремиться к мудрости и постоянству, как это было в эпоху Просвещения. Отныне главной становится индивидуальность, личный опыт, который должен быть эмоционально насыщенным. История о Дракуле — это, помимо прочего, история о человеке, который постоянно ищет новых ощущений, отказываясь видеть их разрушительный потенциал.
Вампир — властный, опасный и… привлекательный
В своём романе Стокер создаёт современный миф о вампире. О его востребованности свидетельствует простой факт: только в период с 1913 по 1970 год в мире было снято пятьдесят восемь фильмов о вампирах. А после 1970-х это количество и сосчитать трудно. Как и сотни лет назад, образ вампира помогает экстериоризировать страх умереть от заразной болезни, быть погребённым заживо или встретиться с умершими. Вампир — символ всего страшного и неизведанного, что воплощает смерть, а также неправедной власти. Недаром жестоких правителей нередко сравнивают с вампирами. Говорят, когда умер Чаушеску, румыны говорили между собой, что он всё равно вернётся, ведь будущий диктатор родился с куском плаценты на голове. А по преданию, именно так появляются на свет вампиры. Кроме того, вампир — это ещё и эротическая фигура. Укусы, которые он оставляет на шее своих жертв, имеют явный сексуальный подтекст.

Уже в XXI веке эротический потенциал вампира полностью раскрыла сага «Сумерки». Чем можно объяснить его колоссальный успех среди подростков? По мнению психиатра Марион Хендрик, между вампирами и подростками есть немало общего. Как и вампиры, молодые люди часто не могут найти своё место в обществе. Подобно этим полуночникам, подростки блуждают между детством и взрослой жизнью. Опять же, как и вампиры, они вынуждены бороться с влечениями. Кажется, в образе вампира всё ещё сохраняется немало загадок, которые нам по-прежнему хочется разгадать.

Что читать, если нравятся романы о вампирах?

Читайте также

Два яйца и утренний чай: распорядок дня знаменитых авторов — от Льва Толстого до Вирджинии Вулф

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.