Помогаем автору стать уверенным и успешным, а читателю найти книгу, которую он так давно искал

«Йеллоуфейс» Ребекки Куанг: блестящая сатира на издательский бизнес

«Йеллоуфейс» Ребекки Куанг стал настоящим бестселлером не только потому, что едко, остроумно и увлекательно критикует литературный процесс в Соединённых Штатах. Роман также затрагивает темы, живо волнующие общество: культурная подмена, вопросы идентичности, возросшее влияние социальных сетей и токсичная дружба.

Дмитрий Лягин
Литературный обозреватель, автор телеграм-канала Pal o’ Me Heart
23.08.2024
О чём роман
Джун Хейворд — обычная белая писательница, которая изо всех сил пытается заявить о себе в конкурентном мире современной литературы. Её первый роман вышел в маленьком издательстве и остался незамеченным. Подруга Джун, Афина Лю, олицетворяет всё, чего нет у Джун: успех, славу и талант. Афина — американка с китайскими корнями, её романы любят и читатели, и критика, всё ей даётся, кажется, без особых усилий.

В результате несчастного случая Афина умирает. Джун, случайно оказавшаяся рядом, принимает импульсивное решение забрать неопубликованную рукопись подруги — исторический роман о китайских рабочих, действие которого происходит во время Первой мировой войны. Джун редактирует текст — или, как она говорит, «дорабатывает» — и публикует под собственным именем. Теперь она — Джунипер Сонг, автор неопределённой этничности, которой трудно предъявить обвинения в эксплуатации чужой культуры.

Книга выходит в свет с оглушительным успехом, поднимая Джун на литературный олимп. Однако, наслаждаясь славой, Джун борется с чувством вины, страхом разоблачения и моральными последствиями своих действий. Она убеждает себя, что не занималась плагиатом, ведь роман Афины был сырым, и Джун пришлось основательно над ним поработать. А меж тем в соцсетях возникают вопросы о подлинности её текста, обвинения в культурной апроприации и плагиате.
Какие темы затрагивает «Йеллоуфейс»
Куанг показывает, насколько легко люди могут выдумывать чужой опыт, которого никогда не имели, и делать из чужой культуры сувениры для белого человека. Но при этом писательница не даёт ответа, кто более подходит на роль рассказчицы истории китайских рабочих: воровка Джун, которая при редактуре чужого романа основательно поработала с историческими справочниками, или американка Афина, которая в Китае побывала всего пару раз и почти не говорила на языке предков.

«Йеллоуфейс» язвительно критикует издательскую индустрию, раскрывая её безжалостный характер — приоритет прибыли над честностью. Маркетинговые стратегии и погоня за сенсационными бестселлерами часто затмевают этичное повествование и скрывают правду. Расовая и культурная идентичности в литературном мире чересчур коммерциализировались и стали лишь средством для того, чтобы продать побольше книг. Через восхождение Джун к славе Куанг иллюстрирует моральные компромиссы и этические дилеммы, которые возникают в погоне за литературным успехом.

Сложные отношения между Джун и Афиной проходят красной нитью через весь роман, ведь Афина даже после смерти литературным призраком преследует Джун. Зависть Джун к успеху Афины побуждает её совершить непростительный поступок — пойти на плагиат. Отыскивая всё больше и больше изъянов в характере подруги, Джун всё глубже погружается в пучину самооправданий и начинает воспринимать творчество как вереницу заимствований. А когда приходит время писать новый роман, то Джун, ни секунды не задумываясь, берётся ворошить записные книжки Афины в поисках идей.

Наконец, с особым азартом Куанг проходится по роли социальных медиа в формировании общественного мнения и по феномену онлайн-кенселинга. В цифровую эпоху скандалы раздуваются мгновенно, общественное мнение меняется моментально, влияя на карьеру и репутацию человека. Вот Джун обожали поклонники, а вот крупицу сомнений разнесло пожаром соцсетей, и теперь весь интернет обсуждает плагиат. Куанг изображает двойственную природу социальных медиа, которые могут как возвысить человека, так и втоптать его репутацию в грязь.
Заключение
Как первая попытка Ребекки Куанг выйти за пределы фэнтези, «Йеллоуфейс» получился захватывающей и остроумной сатирой на мир коммерческого книгоиздания, где автор в отчаянии готов на всё ради успеха. Это лёгкий и стремительный триллер, где все герои неприятны, а главная героиня неприятна даже настолько, что вызывает сочувствие. Наконец, это просто хорошо написанный роман о духе нашего времени, где взлёт и падение происходят с той же скоростью, с какой информация разлетается по глобальной сети.

Читайте также

15 лет «Дому, в котором…» Мариам Петросян: феномен книги

Узнавайте о новых интервью, рецензиях и книжных обзорах

Подпишитесь на рассылку, чтобы раз в месяц

получать письмо с самыми классными материалами блога.